Права животных в Российской Федерации –Нормативные акты и комментарии к ним.
НОВОСТИ

Главная страница сайта Чат знакомств Поиск по базе данных животных Добавьте Вашу ссылку в наш Каталог


Права животных в Российской Федерации –Нормативные акты и комментарии к ним

Архив новостей
04-10-2005 13:10:42 Автор: Гость
Права животных в Российской Федерации –Нормативные акты и комментарии к ним

Статья 137 Гражданского Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Животные

К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

Комментарий к статье 137. Животные

Гражданские правоотношения могут складываться не только по поводу неодушевленных вещей, но и живых существ, к которым относятся домашние и дикие животные. Коммент. ст. не признает животных имуществом, а лишь распространяет на них общий правовой режим имущества. Это, в частности, означает, что животные могут быть объектом права собственности и иных вещных прав, могут передаваться другим лицам на основании различных гражданско-правовых сделок и т. п.

2. Вместе с тем ст. 137 указывает на то, что законом и иными правовыми актами в отношении животных могут устанавливаться отступления от общих правил об имуществе. Общий смысл и направленность этих отступлений определяются запретом жестокого обращения с животными, противоречащего принципам гуманности (см., напр., ст. 231, 241 ГК). Особенности совершения сделок с дикими животными предусмотрены ФЗ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462; 2003. N 46. Ст.4444).

3. Отношения в области охраны и использования животного мира регулируют:

Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире",

Федеральном законе от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды.


Статья 230 Гражданского Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Безнадзорные животные

1. Лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в милицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

2. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют милиция или орган местного самоуправления.

3. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.

Комментарий к статье 230. Безнадзорные животные

1. В отличие от норм о находке коммент. ст. устанавливает, во-первых, срок, в течение которого лицо, задержавшее безнадзорных животных, обязано уведомить об этом органы внутренних дел или местного самоуправления; а во-вторых, обязанность указанных органов предпринять меры к розыску собственника. Достаточно высокая вероятность отыскания собственника обусловлена его предполагаемым местонахождением неподалеку от места задержания животных, а также большей, чем у обыкновенной находки, информативностью задержания: при розыске собственника могут быть использованы такие индивидуализирующие животных признаки, как порода, окрас, клеймение и т. п.

2. С учетом особенностей имущества, о котором идет речь в ст. 230-232 ГК, его содержание в период времени, отведенного на розыск собственника, не только допускает, но, как правило, и предполагает пользование этим имуществом, поскольку именно такой режим существования привычен и нормален для большинства видов домашних животных, в первую очередь для сельскохозяйственного скота и специально выведенных пород животных, и его нарушение способно вызвать болезнь животных или причинять им страдания (в иных же случаях, например при задержании декоративных пород животных, их использование в практическом смысле в принципе невозможно). Таким образом, правило п. 2 коммент. ст. корреспондирует со ст. 892 ГК, устанавливающей в качестве общего правила право хранителя пользоваться хранимой вещью, когда это необходимо для ее сохранности.

3. Коммент. ст. не предусматривает подобно ст. 227 ГК права лица, задержавшего безнадзорное животное или согласившегося содержать его, реализовать животное или иначе распорядиться им (в частности, отправить на убой или усыпить), если животному угрожает скорая гибель или его содержание экономически нецелесообразно либо сопряжено с иными затруднениями (например, с исходящей от животного опасностью для окружающих и для самого содержащего животное лица,). Если такие действия приходится предпринять в силу объективной необходимости, они должны квалифицироваться как совершенные либо в чужих интересах без поручения, либо в состоянии крайней необходимости.

4. Содержание безнадзорных животных на сугубо добровольных началах исключает ответственность за их гибель или порчу на иных условиях, кроме как умысел или грубая неосторожность. По смыслу закона в п. 3 коммент. ст. союз "и" между словами "лицо, задержавшее безнадзорных животных" и "лицо, которому они переданы на содержание и в пользование" употреблен в смысле "или" - разумеется, лицо, задержавшее безнадзорных животных и передавшее их другому лицу, в дальнейшем устраняется от ответственности.





Статья 231 Гражданского Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Приобретение права собственности на безнадзорных животных

1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

2. В случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения - судом.

Комментарий к статье 231. Приобретение права собственности
на безнадзорных животных

1. Последствия истечения пресекательного шестимесячного срока, отведенного на розыск собственника безнадзорного животного, схожи с последствиями истечения аналогичного срока, в течение которого ожидается явка собственника найденной вещи - прекращение права у прежнего собственника и возникновение права собственности на животное у лица, содержавшего его, либо - в случае обнаружения собственника и его отказа вступить во владение своей собственностью - у соответствующего муниципального образования. Право муниципальной собственности на безнадзорных животных не может возникнуть по иному основанию, поскольку предполагается, что ни органы милиции, ни органы местного самоуправления не призваны самостоятельно обеспечивать содержание животных и обязаны только подыскать подходящее лицо для этой цели.

2. Правило, установленное п. 2 коммент. ст., отражает специфику такого объекта права, как животное, а именно то, что оно является одушевленной вещью (см. коммент. к ст. 137). Допуская возможность требовать возврата животного, приобретенного в порядке, предусмотренном ст. 231 ГК, законодатель учитывает в первую очередь моральные страдания прежнего собственника от осознания того, что животное, сохранившее к нему привязанность, не может ему принадлежать, но при этом отчасти принимает во внимание и страдания самого животного, и недопустимость поощрения негуманного и злонамеренного поведения участников оборота.

Если принудительный выкуп животных в случае жестокого или ненадлежащего обращения с ними осуществляется по общим правилам, установленным ст. 241 ГК, то отобрание у нового собственника животного, сохранившего привязанность к прежнему собственнику, является самостоятельным основанием прекращения права собственности помимо воли собственника, не предусмотренным прямо ст. 235 ГК.



Статья 232 Гражданского Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Возмещение расходов на содержание безнадзорных
животных и вознаграждение за них

В случае возврата безнадзорных домашних животных собственнику лицо, задержавшее животных, и лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, имеют право на возмещение их собственником необходимых расходов, связанных с содержанием животных, с зачетом выгод, извлеченных от пользования ими.

Лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, имеет право на вознаграждение в соответствии с пунктом 2 статьи 229 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 232. Возмещение расходов на содержание
безнадзорных животных и вознаграждение за них

1. В соответствии с общей концепцией законодателя, проявляющейся и в правилах ст. 303 ГК, право как собственника, так и добросовестного владельца на поступления от принадлежащего им имущества предполагается существующим параллельно с обязанностью нести расходы на его содержание. Отсутствие у лица, задержавшего или содержавшего безнадзорное животное, права на его плоды предполагает освобождение его от обязанности нести связанные с содержанием и использованием животного расходы.

Коммент. ст. не устанавливает обязанности собственника безнадзорного животного возмещать расходы, понесенные на его розыск. Однако если в отношении органов милиции и местного самоуправления, чьей обязанностью является такой розыск, это правило не подлежит какому-либо расширительному толкованию, то иное лицо, по собственной инициативе разыскивавшее собственника, вправе претендовать на разумно и оправданно понесенные расходы, по крайней мере в соответствии с правилами о действиях в чужом интересе без поручения.

2. Сверх возмещения понесенных расходов на содержание животного выплате подлежит вознаграждение в размере до 20 процентов его стоимости. Право на такое вознаграждение имеет только лицо, задержавшее безнадзорное животное (что корреспондирует с находкой вещи), вне зависимости от того, содержало оно в дальнейшем это животное или нет. Как и в случае с находкой, право на это вознаграждение - это установленное законом поощрение стремления участников оборота к добросовестности, взаимопомощи и справедливости в имущественных отношениях. Соответственно, отсутствие такого стремления, выразившееся в попытке утаить задержанное животное, не влечет возникновения права на вознаграждение.

По соглашению сторон определяется вознаграждение за задержание животных, не имеющих самостоятельной имущественной ценности (например, беспородной кошки или собаки), но имеет ценность для ее собственника.


Статья 241 Гражданского Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.

Комментарий к статье 241. Выкуп домашних животных
при ненадлежащем обращении с ними

1. Жестокое обращение с животными не допускается законом в интересах общественной нравственности и исходя из принципа гуманизма; в некоторых случаях оно влечет уголовную ответственность по ст. 245 УК. В целях предотвращения подобного безнравственного и негуманного поведения собственника в будущем закон позволяет в судебном порядке требовать выкупа животных у собственника. Такое требование может быть заявлено в порядке искового производства любым лицом, которому стало известно о жестоком обращении с животным и которое намерено выкупить животное. Частным случаем применения коммент. ст. является выкуп животного прежним собственником у лица, которое приобрело животное в собственность в порядке, предусмотренном ст. 231 ГК (см. коммент.)

2. В собственности граждан и организаций могут находится не только домашние, но и дикие животные, изъятые из среды обитания в установленном порядке (ст. 5 Закона о животном мире). При выявлении фактов жестокого обращения с такими животными правила коммент. ст. подлежат применению по аналогии закона.

Статья 221 Гражданского Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Обращение в собственность общедоступных для сбора
вещей

В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем в лесах, водоемах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Комментарий к статье 221. Обращение в собственность
общедоступных для сбора вещей

1. В соответствии со ст.86 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, и собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, охотиться.
В соответствии со ст. 86 ВК допускается без получения лицензии общее водопользование - использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.

2. Статьей 4 Закона о животном мире декларировано право государственной собственности РФ на животный мир в пределах территории РФ. Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок (ст. 35 Закона). Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, воска диких пчел и др.) допускается без изъятия объектов животного мира из среды обитания и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания.

Статья 225 Гражданского Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. *225.3)

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.



Комментарий к статье 225. Бесхозяйные вещи

1. Для сохранения вещи в своей хозяйственной сфере лицо должно совершать определенный минимум действий, общепринятый в обществе и в большинстве случаев достаточный для сохранения владения. По положению вещи в хозяйственном пространстве, которое является результатом проявления заботы о ней владельца, участники гражданского оборота в соответствии с общепринятым уровнем заботливости и осмотрительности могут и должны судить о ее принадлежности кому-либо и о наличии или отсутствии чьей-либо заинтересованности в ней. Это положение вещи в хозяйственном пространстве может быть нормальным, позволяющим всем окружающим осознавать ее принадлежность к хозяйственной сфере какого-либо субъекта, и аномальным - явно свидетельствующим о нарушении обычного порядка использования вещи, что позволяет добросовестно предположить разрушение или временное нарушение юридических связей по поводу нее. ГК перечисляет варианты такого аномального положения вещи в хозяйственном пространстве - это потерянные (ст. 227 ГК), безнадзорные (ст. 230 ГК), умышленно сокрытые (ст. 223 ГК), брошенные (ст. 226 ГК) и бесхозяйные (ст. 225) вещи. Различия между указанными вариантами, а равно их правовыми последствиями обусловлены характером аномалии, которая свидетельствует и о ее предполагаемой первопричине с учетом свойств и обычного порядка использования вещи. Правила коммент. ст. применяются, если закон не предусматривает иных правил обращения в собственность вещей, оставшихся без должного попечения о них со стороны собственника (владельца).

2. Аномалия в положении имущества в хозяйственном пространстве может быть обусловлена либо отсутствием у имущества собственника как такового, либо отсутствием у собственника возможности или желания сохранять имущество в своей хозяйственной сфере. В последнем случае, т. е. в случае отказа собственника от права собственности на имущество, право на него может быть приобретено другим лицом по правилам ст. 226 ГК (см. коммент.)

3. Движимые бесхозяйные вещи, не носящие на себе черты явного отказа от права собственности на них, могут быть приобретены в собственность другим лицом по правилам ст. 234 ГК (см. коммент.) О понятиях движимого и недвижимого имущества - см. коммент. к ст. 130 ГК.

Бесхозяйная недвижимость подлежит постановке на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ N 580 от 17 сентября 2003 г. "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668), и впоследствии может быть передана в муниципальную собственность по решению суда, вынесенному в порядке особого производства по правилам гл. 33 ГПК. Такое решение выносится судом по месту нахождения недвижимости на основании представленных заявителем - органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, - доказательств отсутствия у недвижимости собственника.

4. По смыслу закона по давности владения может быть приобретено право собственности и на ту бесхозяйную недвижимость, в отношении которой орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вовсе не обращался в суд с заявлением о признании ее муниципальной собственностью. В то же время годичный период пребывания такой недвижимости на специализированном учете является обязательным этапом определения ее правовой принадлежности, вне зависимости от того, имеется ли заинтересованность соответствующего органа в обращении ее в муниципальную собственность.

5. Порядок учета конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, товаров, в отношении которых при перемещении через таможенную границу РФ был заявлен таможенный режим отказа в пользу государства имущества, обращенного в собственность государства, и распоряжения им определяются "Положением о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства", утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311 (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2171).

Постановлением Правительства РФ "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" от 19 апреля 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 17. Ст. 1677) реализация конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами РФ, возложена на специализированный орган - Российский фонд федерального имущества и его территориальные подразделения. Им же делегировано право от имени РФ обращаться в суд с заявлениями о признании движимого имущества бесхозяйным. В связи с этим следует отметить, что как гражданское, так и гражданское процессуальное законодательство предусматривают признание в порядке особого производства бесхозяйным только брошенного или бесхозяйного недвижимого имущества. Необходимо учитывать и то, что во многих ситуациях бесхозяйное имущество, изъятое в процессе правоохранительной деятельности, сохраняет на себе следы преступления либо служило предметом преступного посягательства и поэтому должно приобрести статус вещественного доказательства по возбужденному уголовному делу.

6. Разграничивая находку, клад и бесхозяйное имущество, следует подчеркнуть, что для последнего характерно более или менее длительное нарушение юридически значимых связей по поводу него. Так, оставление владельцем автомобиля с незапертым салоном и ключом в замке зажигания говорит не о бесхозяйности имущества, а скорее либо о бесхозяйственности владельца, либо о том, что последний оказался в экстремальной ситуации; во всяком случае, такое положение вещи явно краткосрочно и не позволяет добросовестному субъекту сделать вывод о том, что вещь никому не принадлежит и никого не интересует.



_____________________________________________________________________________

Статья 245 Уголовного Кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ - Жестокое обращение с животными

1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 245. Жестокое обращение с животными

1. Рассматриваемое преступление посягает на общественную нравственность в сфере гуманного отношения к животным, под которыми понимаются как домашние, так и дикие, как содержащиеся в неволе, так и находящиеся в вольных условиях млекопитающие и птицы.

2. Объективная сторона преступления заключается в совершении действий, состоящих в жестоком обращении с животными. Суть жестокости выражается в безжалостном отношении к ним. Ее проявление может быть многогранным: причинение боли животному, лишение его воды и пищи, содержание его на морозе или жаре, нанесение ранений, членовредительство и другие бесчеловечные, негуманные способы воздействия на него. Организация собачьих, петушиных и иных боев, проведение научно-исследовательских работ, тренировка и дрессировка животных, сопряженные с их мучением, также подпадают под действие комментируемой статьи.

3. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде гибели или увечья животного. Между деянием и указанными последствиями должна быть установлена причинная связь.

4. Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является совершение деяния с применением садистских методов или в присутствии малолетних, т. е. лиц в возрасте до 14 лет.

Садистскими признаются методы, которые представляют собой особо изощренные способы издевательства над животными, а также мучительное их умерщвление или истязание в целях получения болезненного самоудовлетворения. Мотивы при этом могут быть различными, кроме хулиганских и корыстных.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

6. Если деяние совершено не с применением садистских методов и при отсутствии малолетних, то квалификации деяния по анализируемой статье возможна лишь при наличии указанных в законе мотивов: хулиганских или корыстных побуждений.

7. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

8. Деяние, повлекшее гибель или увечье животного, принадлежащего физическому или юридическому лицу, без признаков, указанных в данной статье, образует состав преступления, предусмотренного ст. 167 УК .

9. Квалифицирующим признаком по ч. 2 данной статьи является совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК).


Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение
имущества

1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (абзац дополнен с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ), -

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к статье 167. Умышленные уничтожение
или повреждение имущества

1. Предметом данного преступления может быть любое имущество, имеющее определенную экономическую ценность, - как движимое, так и недвижимое, как изъятое из гражданского оборота, так и не изъятое из него.

2. С объективной стороны данное преступление характеризуется действием и последствием - значительным ущербом (см. примечание 2 к ст. 158 УК). Действие выражается в уничтожении или повреждении чужого имущества. Под уничтожением чужого имущества следует понимать такие действия виновного, которые привели имущество в полную негодность или физически ликвидировали его. Уничтожение имущества означает то, что оно навсегда теряет свою экономическую ценность и не может быть использовано согласно своему бытовому и хозяйственному назначению. Другими словами, уничтожение имущества означает, что оно не может быть восстановлено.

Под повреждением имущества следует понимать определенную степень утраты имуществом своих свойств и качеств, когда оно частично или на какое-то время становится непригодным для использования по своему назначению, нуждается в ремонте и восстановлении. В результате повреждения уменьшается стоимость имущества и снижается коэффициент его потребительской полезности.

3. Данное преступление относится к преступлениям с материальным составом и считается оконченным в момент причинения значительного ущерба имуществу собственника или владельца.

4. Субъектом данного преступления (ч. 1 ст. 167 УК) может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а по ч. 2 ст. 167 УК РФ ответственность наступает с 14 лет.

5. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 167 УК, может характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом. Мотивы и цели данного преступления могут быть самыми разными. Это месть, ревность, неприязнь, зависть, стремление скрыть следы другого преступления и т. д. Мотивы на квалификацию не влияют.

6. К квалифицированным составам рассматриваемого преступления (ч. 2 ст. 167 УК) относится уничтожение или повреждение чужого имущества: а) из хулиганских побуждений; б) совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом; в) повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

7. Под поджогом следует понимать преднамеренный вызов пожара, т. е. неконтролируемого процесса горения, сопровождающегося уничтожением материальных ценностей и создающего опасность для жизни людей. Не всякий поджог дает основание для квалификации содеянного по ч. 2 ст. 167 УК. Так, например, сожжение мотоцикла, не создавшее угрозы уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно причинения вреда гражданам, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 167 УК (БВС РФ. 1992. N 3. С. 13-14).

8. Взрыв представляет собой процесс освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. В результате взрыва вещество, заполняющее объем, в котором происходит освобождение энергии, превращается в сильно нагретый газ с очень высоким давлением. Этот газ с большой силой воздействует на окружающую среду, вызывая разрушение многих объектов. Взрыв может произойти в результате использования различных взрывчатых веществ и с помощью взрывных устройств (см. комментарий к статье 222 УК).

"Если в результате поджога собственного имущества, - говорится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с ним”, - причинен значительный ущерб чужому имуществу либо имуществу, которое являлось совместной собственностью виновника пожара и иных лиц, действия такого лица, желавшего наступления указанных последствий или не желавшего, но сознательно допускавшего их либо относившихся к ним безразлично, надлежит квалифицировать как уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности".

9. Под иным общеопасным способом уничтожения или повреждения чужого имущества следует понимать такой способ, который создает угрозу для жизни и здоровья людей и различных объектов материального мира. Этот способ может выражаться в затоплении, организации аварии транспорта, использовании источника повышенной опасности, применении сильнодействующих, ядовитых веществ, газа и т. п.

10. Умышленное уничтожение или повреждение путем поджога собственного имущества не образует состава преступления. Однако если в результате поджога причинен вред государственному, общественному или личному имуществу других граждан, то действия виновного, желавшего или допускавшего наступление таких последствий, должны квалифицироваться как умышленное уничтожение или повреждение имущества, совершенное путем поджога. При неосторожном отношении лица, совершившего поджог своего личного имущества, к названным последствиям деяние в случае гибели людей или наступления иных тяжких последствий должно квалифицироваться как неосторожное уничтожение или повреждение имущества.

11. Если в результате умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества наступила смерть хотя бы одного человека и виновный хотя и не желал ее наступления, но сознательно допускал или безразлично к ее наступлению относился (косвенный умысел), квалификация содеянного помимо ст. 167 УК должна быть осуществлена еще и по ст. 105 УК. Аналогично решается вопрос и в тех случаях, когда здоровью потерпевшего причинен тяжкий вред и по отношению к этому вреду виновный действовал с косвенным умыслом.

12. В тех же случаях, когда отношение лица к смерти потерпевшего при уничтожении или повреждении чужого имущества сводится к преступному легкомыслию или преступной небрежности, согласно диспозиции ч. 2 ст. 167 УК квалифицировать содеянное следует только по этой статье.

13. Под иными тяжкими последствиями помимо смерти потерпевшего, наступившей по неосторожности, следует понимать, в частности, причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека, причинение менее тяжкого вреда здоровью двух или более лиц, лишение людей жилья или средств к существованию, длительная приостановка или дезорганизация работы учреждения, предприятия, коммерческой структуры и т. п.

14. Уничтожение или повреждение имущества в ряде случаев является способом совершения целого ряда других преступлений, предусмотренных различными разделами УК РФ и посягающих на различные объекты уголовно-правовой охраны.

15. Уничтожение или повреждение имущества может иметь место при терроризме (ст. 205 УК); при массовых беспорядках (ст. 212 УК); при хулиганстве (ст. 213 УК) и вандализме (ст. 214 УК); при приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК); при диверсии (ст. 281 УК); при совершении ряда экологических преступлений (ст. 254, 259, 261 УК) и преступлений против порядка управления (ст. 325, 326 УК). От перечисленных преступлений данное преступление отличается объектом посягательства и субъективной стороной.

По предмету посягательства рассматриваемое преступление отличается от преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 243 УК, - уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.


Статья 35. Совершение преступления группой лиц, группой лиц
по предварительному сговору, организованной группой или
преступным сообществом (преступной организацией)

1. Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.

2. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

3. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

4. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях.

5. Лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.

6. Создание организованной группы в случаях, не предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана.

7. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.


Комментарий к статье 35. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по
предварительному сговору, организованной группой или преступным
сообществом (преступной организацией)

1. Общественная опасность преступления, совершенного в соучастии, нередко зависит от формы соучастия, т. е. от конкретного способа совместного участия нескольких лиц в совершении умышленного преступления. Закон не выделяет единую норму, содержащую законодательное определение понятия форм соучастия и критерии их разграничения.

Уголовный кодекс РФ существенно уточнил многие аспекты проблемы соучастия, но понятие "форма соучастия" в нем отсутствует.

Представляется, что единственным критерием разграничения соучастия на формы являются только объективные признаки, так как форма как философская категория - это внешнее выражение чего-либо. Способ взаимодействия между соучастниками, степень их сплоченности и организованности являются объективными признаками, по которым можно выделить четыре формы соучастия: а) соучастие с выполнением различных ролей; б) соисполнительство или простое соучастие; в) организованная группа; г) преступное сообщество (преступная организация).

2. Статья 33 УК, определяя виды соучастников, по существу содержит описание первой формы соучастия - соучастие с выполнением различных ролей, при которой степень взаимодействия соучастников в момент совершения преступления представляется менее значительной. Особенность данной формы соучастия заключается в том, что только одно лицо - исполнитель выполняет действия (бездействие), характеризующие объективную сторону преступления. Другие соучастники: организатор преступления, подстрекатель и пособник лишь создают условия для выполнения акта преступления. Их действия находятся, как правило, за рамками состава преступления, выполняемого исполнителем. Исключением являются действия организатора, который не только создает организованную группу или преступное сообщество, но и осуществляет руководство ими или непосредственно руководит совершением преступления. В этом случае организатор становится соисполнителем преступления или является субъектом самостоятельных преступлений, предусмотренных Особенной частью УК (см. комментарий к ст. 33 и 34 УК).

3. Соисполнительство (или простое соучастие) - это вторая форма соучастия, при которой все соучастники действуют совместно и непосредственно выполняют объективную сторону преступления. Каждый из них может выполнять полностью объективную сторону преступления или только частично, но в сложении совместных усилий достигается преступная цель. Закон определяет два вида простого соучастия: а) совершение преступления группой лиц без предварительного сговора; б) совершение преступления группой лиц с предварительным сговором. Первый вид соисполнительства означает, что преступление совершается двумя или более исполнителями, которые не договаривались о совместном совершении преступления. Взаимодействие участников возникает в момент начала совершения преступления или во время его совершения (ч. 1 ст. 35 УК). Согласованность их действий незначительна. Второй вид соисполнительства - совершение преступления группой лиц с предварительным сговором означает участие двух или более исполнителей, заранее договорившихся о совместном совершении преступления (ч. 2 ст. 35 УК). Предварительный сговор обеспечивает более высокую степень взаимодействия между соучастниками. До начала совершения преступления они договариваются о совместности своих действий, о способах и средствах совершения преступления, о распределении ролей (только в техническом смысле: например, при групповом хищении - кто-то должен взломать запорное устройство, кто-то изъять ценности, другие соучастники должны вынести их из помещения и т. д., но все вместе совершают действия, характеризующие объективные признаки кражи).

4. Организованная группа как третья форма соучастия предусмотрена в ч. 3 ст. 35 УК. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения нескольких преступлений или одного преступления, подготовка к которому требует продолжительного времени. Предварительный сговор, устойчивость, сплоченность, стабильность состава, цель совершения более одного преступления позволяют сделать вывод о высокой степени взаимодействия между соучастниками. Руководитель такой группы планирует и подготавливает совершение преступления, распределяет роли между соучастниками (в юридическом смысле: одни члены группы изыскивают финансовые средства, другие изготавливают или приобретают орудия совершения преступления, третьи исполняют преступление, а организатор или руководитель организованной группы только обеспечивает их взаимодействие, планирует их преступную деятельность). Одной из разновидностей организованной группы является банда (см. комментарий к ст. 209 УК). Отличие организованной группы, в которой роли распределены в юридическом понимании между соучастниками, от первой формы соучастия (соучастие с выполнением различных ролей) состоит в том, что действия всех участников такой группы, несмотря на их различный вклад в преступную деятельность, влекут уголовную ответственность за участие в организованной группе в случаях, предусмотренных Особенной частью УК, без ссылки на ст. 33 (ч. 5 ст. 34) УК. Кроме того, они отвечают за конкретные преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. Организатор и руководитель организованной группы подлежат уголовной ответственности за создание группы и руководство ею в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК (например, ч. 1 ст. 209 УК), а также за все преступления, совершенные группой, если они охватывались их умыслом (ч. 5 ст. 35 УК). Создание организованной группы в случаях, не предусмотренных в нормах Особенной части УК, влечет уголовную ответственность за приготовление к преступлению (ч. 6 ст. 35 УК).

5. Преступное сообщество (преступная организация) - это сплоченная организованная группа или объединение организованных групп, созданные для совершения тяжких и особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 35 УК). Преступное сообщество характеризуется самой высокой степенью взаимодействия между участниками, которая проявляется в большой сплоченности, организованности, устойчивости, конспиративности, поэтому относится к наиболее опасной форме соучастия. Повышенная опасность также проявляется в целях - совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Преступное сообщество по сравнению с организованной группой имеет более сложную внутреннюю структуру (см. комментарий к ст. 210 УК). Вопрос об уголовной ответственности организатора или руководителя преступного сообщества, а также рядовых участников преступной организации разрешается так же, как и в организованной группе (ч. 5 ст. 35 УК).



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О животном мире *О)
(с изменениями на 29 декабря 2004 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 148-ФЗ (Парламентская газета, N 212, 15.11.2003) (вступает в силу с 1 января 2004 года);
Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ (Российская газета, N 246, 05.11.2004) (вступает в силу с 1 января 2005 года);
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 290, 30.12.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 22 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ).
____________________________________________________________________


Принят
Государственной Думой
22 марта 1995 года


Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.



Глава I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция;

биологическое разнообразие животного мира - разнообразие объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в экологических системах;

генетические ресурсы животного мира - часть биологических ресурсов, включающая генетический материал животного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности;

устойчивое существование животного мира - существование объекта животного мира в течение неопределенно длительного времени;

использование объектов животного мира - изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового;

устойчивое использование объектов животного мира использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию;

среда обитания животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы;

охрана животного мира - деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира;

охрана среды обитания животного мира - деятельность, направленная на сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира;

пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира (абзац дополнен с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 148-ФЗ - см. предыдущую редакцию);

пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром (абзац дополнен с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 148-ФЗ - см. предыдущую редакцию);

долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира;

именная разовая лицензия - специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира;

распорядительная лицензия -специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.



Статья 2. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.



Статья 3. Правовое регулирование охраны и использования
животного мира и среды его обитания

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются настоящим Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования объектов животного мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в какой это допускается федеральными законами и нормами международного права. *3.5)

Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



Статья 4. Право государственной собственности
на объекты животного мира

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственности осуществляют органы государственной власти, указанные в настоящем Федеральном законе, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Правительство Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации, исходя из принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, настоящем Федеральном законе, иных федеральных законах, а также в нормах международного права, может относить определенные объекты животного мира к федеральной собственности.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.



Статья 5. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации в области охраны и
использования животного мира

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира относятся:

определение государственной политики в области охраны и использования животного мира;

определение единой инвестиционной политики в области охраны и использования животного мира;

разработка и совершенствование федерального законодательства в области охраны и использования животного мира, контроль за его соблюдением;

координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в пределах территории Российской Федерации;

организация и осуществление охраны, государственный контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности на территории Российской Федерации, объектов животного мира, постоянно или временно населяющих континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, и среды их обитания;

установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром, а также предоставление лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности;

установление порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции, а также предоставление разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы таких животных, их частей и полученной из них продукции;

абзац утратил силу с 1 января 2004 года - Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 148-ФЗ. - См. предыдущую редакцию;

проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение типовой нормативно-методической документации, организация и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

осуществление мер по восстановлению объектов животного мира и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам;

ведение Красной книги Российской Федерации;*5.12)

участие в создании особо охраняемых природных территорий и акваторий;

установление единой для Российской Федерации системы государственного учета объектов животного мира и их использования, единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира;

создание специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания;

установление федеральных стандартов, правил, лимитов и нормативов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

установление порядка государственной статистической отчетности в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

обеспечение проведения государственной экспертизы, включая государственную экологическую экспертизу, предпроектной и проектной документации при строительстве и реконструкции хозяйственных объектов и производств в части охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

защита прав, охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и этнических общностей на территориях их проживания в части сохранения и устойчивого использования объектов животного мира;

разрешение споров по вопросам охраны и использования объектов животного мира между субъектами Российской Федерации;

заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования животного мира.



Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляемые за счет субвенций
из федерального бюджета *6)

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся следующие полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов:

охрана объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов:

находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;

которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении и перечень которых определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства; *6.2.3)

воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

ведение учета и кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в абзацах третьем - шестом настоящей статьи; выдача именных разовых и распорядительных лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в абзацах третьем - шестом настоящей статьи;

организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;

охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)



Статья 7. Разграничение полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания определяется настоящим Федеральным законом.



Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
в области охраны и использования объектов
животного мира

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.



Статья 9. Участие коренных малочисленных народов и
этнических общностей в охране и использовании
объектов животного мира, сохранении и
восстановлении среды их обитания*9)

Граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми правами, предусмотренными в статьях 48 и 49 настоящего Федерального закона.



Статья 10. Участие граждан и юридических лиц
в охране и использовании животного мира,
сохранении и восстановлении среды его
обитания

Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В связи с этим граждане и юридические лица имеют права:

получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

проводить общественную экологическую экспертизу;

осуществлять общественный контроль;

проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;

содействовать реализации соответствующих государственных программ.

Органы государственной власти при осуществлении своих полномочий в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания обязаны учитывать предложения и рекомендации граждан и юридических лиц.

Участие международных общественных организаций в охране и устойчивом использовании объектов животного мира на территории Российской Федерации регламентируется международными договорами Российской Федерации.



Глава II. Государственное управление в области охраны
и использования объектов животного мира


Статья 11. Государственное управление в области охраны
и использования животного мира, сохранения
и восстановления среды его обитания

Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.*11.1)

Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания состоят из федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и их территориальных (бассейновых) подразделений.

Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания.*11.3)

Полномочия, специализация и структура указанных государственных органов определяются Правительством Российской Федерации на основе требований настоящего Федерального закона.



Статья 12. Основные принципы государственного управления
в области охраны и устойчивого использования
объектов животного мира

Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются:

обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;

поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;

привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

платность пользования животным миром;

приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.



Статья 13. Основные функции специально уполномоченных
государственных органов по охране, контролю
и регулиров

  • 02-03-2010 21:40:17 ВСЕ ЗООМАГАЗИНЫ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  • 28-10-2005 16:22:41 Птичий грипп (испанка) унес от 20 до 50 миллионов жизней людей в 1918 году
  • 28-10-2005 15:28:06 58 сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA58.5 "Повышение готовности к пандемическому гриппу и реагирования на него (часть 5)
  • 28-10-2005 15:25:20 58 сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA58.5 "Повышение готовности к пандемическому гриппу и реагирования на него (часть 4)
  • 28-10-2005 15:22:55 58 сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA58.5 "Повышение готовности к пандемическому гриппу и реагирования на него (часть 3)
  • 28-10-2005 15:21:06 58 сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA58.5 "Повышение готовности к пандемическому гриппу и реагирования на него (часть 2)
  • 28-10-2005 14:53:17 58 сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA58.5 "Повышение готовности к пандемическому гриппу и реагирования на него...
  • 28-10-2005 14:50:22 Письмо Роспотребнадзора от 4 августа 2005 года N 0100/6130-05-32 "О материалах по профилактике гриппа"
  • 28-10-2005 14:47:56 Письмо Роспотребнадзора от 01.09.2005 N 0100/7103 "О мерах по защите населения, проживающего в эпизоотически неблагоприятных по гриппу птиц...
  • 28-10-2005 14:45:38 Птичий грипп - высоко контагиозная вирусная инфекция, которая может поражать все виды...
  • 28-10-2005 14:41:36 О диагностике птичьего гриппа A/H5N1/
  • 28-10-2005 14:31:05 Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
  • 04-10-2005 12:36:08 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ветеринарии"
  • 26-09-2005 14:31:34 ЗООМАГАЗИНЫ, ТОВАРЫ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ в Санкт-Петербурге - адреса и телефоны всех зоомагазинов Санкт-Петербурга
  • 23-09-2005 13:21:09 5 собакам на Юннатах грозит усыпление на этой неделе! Их срочно надо забирать.
  • 23-09-2005 12:49:18 Продаются щенки американского стаффордширского терьера
  • 23-09-2005 12:18:48 Перевозки животных на железнодорожном транспорте - справочная статья
  • 23-09-2005 11:22:10 Красная книга Российской Федерации
  • 22-09-2005 15:12:55 Открыты новые разделы сайта: Гостевая, Чат знакомств и Каталог

  • Архив новостей

    Разделы сайта

      Главная страница сайта Чат знакомств Поиск по базе данных животных Добавьте Вашу ссылку в наш Каталог


    Рейтинг@Mail.ru